Семья Одинцовых.
Воспоминания О.В. Одинцовой

 

Михаил Михайлович Одинцов родился в Иркутске 5 ноября 1911 года, в семье преподавателей гимназии Одинцовых

Отец, Михаил Васильевич Одинцов сын мастера солеваренного завода из г. Усолья. Михаил Васильевич с детства был замечен учителями как юноша имеющий исключительные способности к наукам, обладал необыкновенно хорошей памятью,поэтому за казенный счет он окончил Иркутскую семинарию, а затем отлично духовную Академию в Троицко-Сергеевской лавре. (Москва).Вернувшись в Иркутск, до революции он работал преподавателем в гимназии, после в Пед. Институте и Гос.Университете, заведывал кафедрой педагогики до конца жизни. Читал он курсы: педагогики, психологии, логики и т.п. До сих пор, бывшие студенты, вспоминают его лекции с восхищением.В биографии Михаила Васильевича есть тяжелые моменты: Перед войнойего арестовали к лекции в Пед. Институте, сослали в Оренбургскуюобласть, где он работал преподавателем. Ужасно поведение администрации института: нашли сына М.М., чтобы заменить немедленно часы лекций отца. Мария Константиновна, немедленно собралась в дорогу к мужу,прожила с ним три года, этим спасла его от гибели. Вернулись они в Иркутск после реабилитации. Мих. Вас. снова стал работать в Университете. В подъезде дома ученых,где мы жили арестовоали главного архитектора города Миталь и известного писателя Петрова они не вернулись.Михаил Васильевич был человек небольшого роста, внешне незаметный человек, но в фигуре и особенно на лице сильно выделялись черты монгольского происхождения, особенно в староости.Михаила Васильевича я не представляю без книги или газеты в руках

Мать, Мария Константиновна Одинцова дочь известного общественного деятеля в Иркутске - Константина Павловича Турицына, который пользовался большим уважением у Иркутян. Он четыре раза подряд избирался в городское правление заместителем.Мария Константиновна получила отличное образование - окончила вСанкт - Петербурге высшие женские Бестужевские курсы. Была специалистом по русской истории и литературе. М.К. в 1905 году была свидетельницей демонстрациии на Дворцовой площади. Это событие оставило глубокий след в ее сознании до конца жизни. Вернувшись в Иркутск, она участвовала в соц.демократическом движении. Есть фотография участников маевки среди них М.К.

Мария Константиновна до революции работала преподавателем в гимназии, позднее в Университете вела курсы истории и литературы будучи доцентом. Поозднее работала в Ирк.обл. истор. музее и перед пенсией в научной библиотеке Университета.Мария Константиновна, в отличиые от Михаила Васильевича была женщиной активной общительной походила на своего отца Константина Павловича Турицына. Она всегда интересовалась общественной жизнью и принимала в ней активное участие. Самое замечательное, мне кажется, что она повторила поступок жен декабристов: поехала в ссылку к мужу и этим спасла его для семьи и общества.

Внешне она была высокой, крупной женщиной с яркими синими глазами. Все домашние заботы лежали на ней, с которыми она справлялась с помощью домработницы пожилой, честной женщины Евдокии Алексеевны.В 1921 году родилась сестра М.М. Мария Михайловна.Она оказалась такой же способной к наукам, как отец и брат. Училась легко. Окончила Ирк. Универрситет, биолог. факультет, попробовав несколько работ остановилась на палеоботанике. До конца жизни работала в геологии. Защитила работу на степень кандидита Г.М.Н.

 

СЕМЬЯ ОДИНЦОВЫХ.

 

1. Особенностью семьи была прекрасная память, уникальная переданная по линии отца Михаила Васильевича детям Мих.Мих.и Марии Михайловне. Хорошие способности были и у Марии Конст. Она, по ее словам, уроки не учила, запоминала сразу со слов учителя или лектора. Дети сами научились рано читать. Миша в 4 года сам читал и наизусть помнил стихи Мазепа, Бородино. Взрослым он знал наизусть многих поэтов : Жуковского, Киплинга, А.К. Толстого, А.Твордовского, А.Блока и т.д.

Мих. Мих. запоминал целые тексты, цитаты из прозы. Никаких проблем с образованием детей не было.

2. В семье все любили читать, любили книги. При скромном семейном бюджете выписывали много журналов и газет,литературы по специальности членов семьи. "Правда", "Литературная газета", "В.С.П", "Наука и жизнь" и т.д.

Всегда много книг покупал М.М. После его кончины осталась библиотека приблизительно в 3000 экземпляров. У него было собрано несколько изданий "Слова о полку Игореве". Читали все очень много, все свободное время от необходимых дел. Высоко образованная мать руководила правильным чтением детей. Среди моря книг она вела их по пути лучших, без потери времени на пустую, легковесную литературу, к книгам умным, добрым, честным, написанных хорошим стилем с хорошим юмором. Брат и сестра рано узнали красоту и голубину стихов. Очень много стихов знал на память М.М. А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова,К.Симонова, А.К. Толлстого. Сам начал с 14 лет писать стихи, но к 22 лет уже не писал. То, что было написано передано в Обл. Ирк. архив - восемьдесят названий. Михаил Михайлович в нашей семье читал все свободное время.За обедом во время еды, за ужином, перед сном. В транспорте, самолете, поезде, в бесконечных советских очередях, в экспедиции после маршрута у костра. В его портфеле всегда была книга на запас. Приезжая на курорт он оформив документы шел знакомиться с библиотекой, читал обязательно перед сном. Одни и те же книги перечитывал много раз. Не убирали с обеденного стола книги В. Соловьева История. После проведения заседания президиума ЦС.Ф.Ак.Н.ССР в Иркутске, где он представительствовал пять лет, еще был заместителем Л. А. Мелентьева 5 лет в этой очень трудной обязанности он всегда читал Натана Рыбака. На мой вопрос почему он читает эту книгу? Потому, что мое положение походитна обстановку в этой книге. Перечитывал много раз любимые юношеские книги Дюма, Дж. Лондона, Марк Твена и подобные другие.Интересной и очень полезной традицией семьи являлись беседы за трапезами и после, всей семьей. Про себя я называла эти беседы ученым советом гуманитарно-естественного факультета. Присутствовали:профессор-философ, геолог высокого класса, историк-литератор доцент и биолог кандидат геолого-мин. наук, т.е. отец, мать, сын и дочь Одинцовы. Обсуждали прочитанное все, иногда дискуссировали, старшие по-правляли младших. Меньше всех говорил Мих. Вас. Обсуждались проблемы по прочитанному за последнее время, новости наук, кампании,связанные с именами Лысенко,Моор,международное положение, эти беседы были хорошей практикой для будущей творческой работы сына, умением защищить свои убеждения, идеи и планы.

3. Во всем чувствовалась разумная безграничная любовь матери к детям, друг к другу. Семья жила размеренной, спокойной жизнью. Режим дня был подчинен режиму работы отца. Питались сытно, без излишеств, все необходимое было. Дети были хорошо воспитаны. Я не слышала слов не "хочу", "не люблю", "и наоборот "хочу то", "дайте другое". Никогда не слышно было никаких ссор, раздраженных разговоров, окриков,выговоров, нотаций и т.п. Родители обращались друг к другу называя полным именем на Вы. Детей Мария Конст. никакими домашними делами не занимала. Это сказалось на поведении М.М. в нашей семье и его детях. Они не умели ничего делать и даже покупать то, что надо было в семейной жизни. Мих. Мих. неразличал на рынке мясо говядину от свинины и т.п. Семья жила замкнуто почти не ходили в гости и у них очень редко кто бывал. Ходили на обязательные торжественные заседания в коллективы где работали. Не любили шум в квартире, не включали радио, только во время войны им пользовались.

 

Михаил Михайлович взял лучшее от отца и матери. От Мих. Вас. философский склад ума и исключительную память, которой поражались все, кто знал его, любовь к знаниям. От Марии Константиновны-участие в общественной жизни, оптимизм, доброту к родителям и детям, и окружающим его. Во всех делах он выделялся эрудицией, мужеством, большим чувством ответственности, принципиальностью, скромностью в своих потребностях, в быту, на работе, какой то глубокой надежностью. Геолог В. Биличенко, после поездки на геологический конгресс в Канаду, заявила: "с Мих. Мих. хоть на Луну!" Мне казалось, что в нем, и около него, всегда присутствовали его любимые герои книг: Гарибальди, Спартак, Русские князья. Царь Петр1 Д. Давыдов, герои книг Дж.Лондона, книги Дюма и др. А.Суворов, у которых чувство долга, чести, собственного достоинства, высоко ценились. В его библиотеке не было книг Достоевского он не любил сцен с включением истеричности, называл это неодобрительно "достоевщиной", не было книг М.Горького. Помимо книг, Мих. Мих. помогали в приобретении знаний его многочисленные поездки по стране и путешествия на теплоходе "Калинин", аналогичное судну "Паллада" Гончарова. Продав свою автомашину мы смог ли купить два билета на теплоход "Калинин". Это было в 1962 году. Мы проплыли из Владивостока, останавливаясь по 2-3 дня в портах Японии, Китая, Индонезии, Цейлона, Индии, Адена (Африка) Египет, Турция, Греция и наконец - Одесса. Для геолога, такая поездка была очень полезна, а туристам дополнения М.М. к рассказам гидов очень интересны. В конце пути капитан пригласил на обед участников круиза и сказал: "что поздравляет нас с окончанием путешествия ибо путь был трудный: не хватало пресной воды.

Мы перенесли очень сильный шторм от встречных волн от 10 бального землетрясения в Чили и сильного встречного ветра. Теплоход крутило необычно. Даже сильная команда вышла из строя. На геологических конгрессах он был в Австрии, в Москве в 1936 г., в Канаде, в Индии. В Иркутске под его председательством проходил съезд по геологии Байкала (АЗОПРО). Был в геологических экскурсиях по Средней Азии, по Кавказу, был в Латвии, на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, на Алдане, на Севере в Заполярье. Все это: природа, обнажения, рельеф местности, люди, их быт откладывались в памяти геолога. Давно он мне сказал: "Жалеет людей не знающих истории Земли, как планеты и не знающих истории человеческого общества". По своим знаниям он мог бы быть специалистом по истории и литературе. М.М. Одинцов окончил школу П-ой степени 1928 году, получил аттестат указывающий на его большую общественную работу в школе. В нескольких школьных кружках в редакции школьной газеты в ученическом комитете школы. Одинцов поступает в Университет на естественное отделение по специальности биологической. Проучившись успешно до 1930 г. т.е. до Ш курса резко меняет свой выбор специальности, бросает обучение в ВУЗе и поступает на 5 месячные курсы младших специалистов по геологии - прорабов. Это событие, можно представить, какое смятение, огорчение внесло в быт семьи Одинцовых. Отец, Мих. Вас. который, кажется, был всегда невозмутимым, в этом случае, никак не мог успокоиться, нервно ходил по комнате из угла в угол и говорил: "СЫН ГИБНЕТ!" Мать, М.К.внешне спокойнее, еще больше страдала от поступка Миши, даже 9-ти летняя сестра запомнила переполох в доме и в дальнейшем (уже при мне) напоминала брату (Писарев!).Нет ничего удивительного в том, что М. М. рано познакомился с творчеством Д.И. Писарева. Много читающий юноша не мог не заметить в домашней библиотеке этого автора.Это влияние Д.И. Писарева на развитие личности Одинцова очень хорошо описала Н. А. Львова его однокласница, единомышленница, сама кандидат Г.М. Наук, широко образованный человек, писатель поэт и художник. Главное, отличный человек и мне первый советчик, в работе по закреплению памяти о Мих. Мих., о его больших очень сложных делах.

Привожу статью Н. А. Львовой с небольшим сокращением во вступлении:

"С большим интересом взвяв книгу и взглянув на титульный лист я сразу попросила ее для просмотра и чтения. В книге собраны статьи Д. И. Писарева изданные гос. Изд. в 1923 году в серии классика Русской литературы в виде отдельных выпусков по номерам № 72 - "Пушкин и Белинский" с замечательной статьей М.Неведомского о творчестве Д. И Писарева. № 71. Промахи незрелой мысли ,Старое барство. № 75. Реалисты. На первых двух титульных листах чернильная подпись - Одинцов М.М. От чтения статей Д.И. Писарева в таком зрелом возрасте, внимательного просмотра и редакционных деталей, и главное,многочисленных пометок на полях, зная Мишу со школьных дней япришла к выводу подтверждающему его интерес к творчеству Писарева и не только интерес, но и воздействие на формирование и мировозрение самого М. М. Одинцова. Внешнее состояние книги указывает, что она не стояла невостребованной, читалась и не мало. Прочла я книгу от корки до корки. В сознании возникли моменты или поозиции обосновывающие мои выводы: 1. Возраст автора Д. И. Писарева и читателя Одинцова совпадают, возраст становления личности.

а) Все творчество Писарева приходится на время от 19-28 лет,судя по дате издания.

б) Время чтения у Одинцова с 15 - 20 лет. До увлечения геологией.

2. Время. Историческая обстановка времени формирования личности автора и читателя Одинцова.

а) Д. И. Писарев: послереформенная Россия 60-х годов Х1Х столетия. Время подъема общественно социальной мысли и демократизация мысли.

б) М. М. Одинцов первое пятнадцатилетие после Октябрьской революции. Волна революционного подъемаво всех сферах жизни, фактическая демократизация.

В этом я усматриваю определенное состояние души и мыслей автора и читателя проявляется преемственность в развитии от поколения к поколению.

3. Что импонировало в творчестве Писарева Одинцову?

а) У Писарева: необыкновенный блеск ума, яркость выражения мысли, великолепный стиль изложения, диалектическая логика в изложении мысли, эрудированность.

а) У Одинцова: уже в школьные годы деятельный ясный ум, хорошая речь, логика в изложении мысли, жажда познания.

4. Подлинный демократизм.

а) У Писарева: демократизм идей опирается на тезис: что без научного знания демократизация жизни народа невозможна.

а) У Одинцова - убеждался в этом на фоне своей жизни. Возникла возможность учиться всем кто хотел. В 1918 году в Иркутске открылся Университет.

5. Для социального демократического общества необходимо развитие наук.

а) Писарев: приаритетное значение он отдавал естественным наукам и необходимость их внедрения в широкие народные массы.

а) Одинцов: сам стал естественником.

6. Признание - геологом. Необходимости четкой гражданской позиции деятелям литературы - прозаиков, поэтов и критиков.

а) У Писарева: эти положения проходят через все статьи. Великолепен разбор сравнение поэзии Шекспир, Фет, Гете

а) У Одинцова любовь - к Толстым А.К., Л.Н., А.Ник.;поэтам А.Пушкину, Лермонтову, А. Блоку, Маяковскому, К. Симонову и др.

Несомненно в ряду с Шекспиром он поставил бы А.С. Пушкина.

7. Критическое отношение к своему творчеству.

а) У Писарева. Промахи не зрелой мысли только затронутые в статьях о Л.Толстом отчетливо отражаются в отношении к себе в статье "Реалисты".

а) У Одинцова, как мне кажется, высокая требовательность к собственной мысли прошла через всю жизнь. И промахи мысли понимая уже в юности не приняв душой и умом статей Писарева о Пушкине.

Статья "Реалисты" не просто читалась, она изучалась очень основательно.

Эта статья наиболее полно отражает эволюционное развитие мышления и миропонимания самого Писарева, что видимо и увлекало М. М. Одинцова, как человека мыслящего широко и масштабно.

Тогда и закрепился его интерес к философии. Отмечу, что книги порадовали меня еще одним историческим свидетельством. К статьям приложены перечень издаваемых в этой же серии книг по литературе, как русских, так и зарубежных авторов.

Какое же это богатство мировой культуры передаваемое государством народу! Пусть на плохой бумаге, без издательского блеска, но это доступно каждому. А это ведь был 1923 год, когда страна была в разрухе. Это нацепо отметает современное искажение истории развития культуры в России. Можно только пожелать юным читателям больше рыться в библиотеках и брать невзрачные книжки начала века, но несущие такое богатство мысли и труда, а главное фактов жизни родной страны 21/1Х-1998 г.

На этом заканчивается статья Н.А.Львовой.

*

* *

Основные даты из биографии Одинцова.

1928 г. Поступил на 1 курс естеств. отделения Иркутского Гос. Университета.

1931 г. Перешел на Ш курс того же отделения.

1931 г. Ушел из Университета на работу в Вост. Сиб. истор. музей на должность заведующего геологическим отделом.

1932 г. Заканчивает курсы прорабов в В.С.Ге.М. на правах нач. партии.

1936 г. Экстерном заканчивает Ирк. Гос. Университет геолог. ф-т получает звание геолог.

1936 г. Назначен геологом музея В.С.Г.Рт.

1949 г. Защитил докторскую работу, звание профессор, 1950 г.

1964 г. Избран членом-корр. Ак. Наук СССР.

Нельзя отрицать, не учитывать большого влияния на Одинцова работ Д.И. Писарева, последний запомнился и мне, по школьной программе П ступени того времени. Может быть и когда то в школе активно выступала против направления нас учителями в школу, зная эту работу по своей маме-учительнице русского языка и литературы. И заявляла, что хочу быть работницей на производстве.

Главная причина смены профессии Одинцовым была в общем призыве страны. Были годы индустриализации, нужны были металлы, уголь,особенно железо, слюда. Нужны были геологи, геологи - изыскатели. Эта престижная профессия в то время ценилась с профессией летчиков.

История жизни Одинцова показала, что он был прав в своем выборе и его ум и характер, широкое образование, эрудиция, были широко использованы в народном хозяйстве страны.

До 1936 года пока Одинцов окончил Ирк. Гос. Университет геологический факультут (экстерном) он прослушал и курсы прорабов - младших специалистов в геологии и через год вторые очень серьезные на которых читали специалисты ученые - геологии из Ленинградского Горного института после окончания которых они получали звание техников на правах инженеров. На эти курсы приехали несколько Ленинградцев, которые потом остались работать в ВС.ГР.Т. (А. Серов, В.Верещагин, кажется и Кобеляцкий И. А. которые в 1936-1939 г.г. окончили Ирк. Унив. геологический ф-т.

Из Иркутян, я помню в этот же год и день 1936 г. 30 мая защищались в Ирк. Гос. Унив. друг детства М. М. Борис Алексеевич Иванов, В. Д.Ломтадзе, Н. А. Флоренсов.

Эту группу первых выпускников геологов Иркутского Гос.Университета объединяла исключительная любовь к свое профессии, общие интерес и вкусы в литературе, поэзии, театру и музыке. Из этой группы вышли будущие ученые основоположники Восточно-Сибирской школы геолоогов. Они часто собирались в разных семьях, постоянно дискуссировали по разным проблемам геологии. Часто называлиимена ученых геологов того времени: М.М. Тетява, Лодочникова, Вернадского, Чубкина и др. Теоретические споры прерывались воспоминаниями разных приключений во время полевых работ, их было предостаточно много юмора, розыгрышей компания отличалась остроумием. Читали стихи любимых поэтов и свои собственные. Много танцевали, квартиры у всех были маленькие. Чаще эти встречи были у Флоренсовых; у них был рояль, сестра Николая Александровича - Валерия Алекс. аккомпанировала, брат хорошо пел. Танцевали, в то время, модные танцы: танго и больше фокстрот под патефон, ручку которого постоянно крутил П.П.Скабичевский.В начале 30-х годов, еще не было такой жесткой секретности, какой стала позднее. особенно, в геологии.Разговоры о работе прекратились, но о литературе и поэзии продолжались, в которых геологи были знатоки.Читали стихи К. Симонова, С.Есенина, Маяковского, А. Блока, конечно А.С. Пушкина, Лермонтова, А. Северянина, и опять же собственные. Позднее к этой компании присоединился тектонист,любитель философии Данилович, и еще позднее молодой геолог В.П.Солоненко, будущий специалист по сейсмологии. Во время войны в Иркутске в эвакуации были С. С. Смирнов. До сих пор, я с болью вспоминаю геолога В. Домбровского, ушедшего на войну добровольцем, оставив дома жену и двоих детей. Он погиб под Москвой в 1941 году: Детей обеспечивали оставшиеся друзья из ВСТРТ. Помогали этой семье до окончания школы.

Дальше следовало бы писать о В.О.В и участии в ней М.М. Одинцова, но будет лучше, если читатель этой рукописи обратится к очень маленькой книжке самого Одинцова "По Восточной Сибири в геологических партиях".Издание 1981 г. 5000 экз. была раскуплена за недели и сейчас уже является библиогрфической редкостью. Книга автобиографична и в то же время, по словам Кобеляцкого И.А. (бывшего начальника ВСГРТ) "Рад, что книга М.М. Одинцова "По В. Сибири в геологических партиях" вышла из печати. Эта книга большой и объективный вклад в историю развития геологической службы Восточной Сибири почти за полвека. Очень приятно, что она вышла в канун семидесятилетия". Книга написана хорошим литературным языком с присущим автору юмором.

Прошло всего 18 лет после издания того документа, а бумага уже пожелтела

Кто-то должен позаботиться о переиздании этой книги - исторического документа в геологии. Автор постепенно знакомит читателя с проблемами геологии и условиями работы в экспедициях восточной сибири в 30-х годах. Начинает с небольших работ в Приангарье. Затем- с работами военного времени 1940-45 годов. Жесткие требования войны: в самые жесткие сроки дать стройматериалы, определенного качества и по самой низкой себестоимости. Одно за другим он искал стройматериалы, корунд, графит, слюду.